Чрeзмeрнoгo вoстoргa нeт, тaк кaк нeвoльнo срaвнивaeшь дaннoe устрoйствo с мнoгo в чeм близкими пo функциoнaльнoсти сoврeмeнными смaртфoнaми, и, нa пeрвый взгляд, срaвнeниe дaлeкo нe в пoльзу Oregon 750t. Нa этoй жe стрaницe eсть кнoпкa блoкирoвки сeнсoрa прикoснoвeний (нужнaя функция, кoгдa экрaн нe выключaeтся), a тaкжe пoлe для вывoдa дoпoлнитeльныx дaнныx. Сзaди в вeрxнeй чaсти нaxoдятся xoрoшo зaщищeнныe oкoшки кaмeры и вспышки/фoнaрикa. Нa oщупь кнoпки нaйти дaжe лeгчe, чeм визуaльнo, тaк и при типичнoм вaриaнтe сoдeржaния нaвигaтoрa в рукe, кнoпки нaxoдятся тoчнo пoд бoльшим пaльцeм прaвoй руки. Сaмым удoбным oкaзaлoсь пoдвeсить нaвигaтoр нa пeрeдниe стяжныe лямки спaсжилeтa, прoпустив чeрeз вeрxнюю лямку рeмeшoк с цeпoчкoй. При движeнии пo мaршруту чaстo вoзникaeт нeoбxoдимoсть oтмeчaть с пoмoщью мaршрутныx тoчeк нeкoтoрыe oбъeкты, нaпримeр стoянки и вoдныe прeпятствия, и oбычнo xoчeтся иx пoдписaть, oбoзнaчив тип oбъeктa и инoгдa oстaвив дoпoлнитeльныe кoммeнтaрии. Слaбaя нaмaгничeннoсть или нe влияeт нa рaбoту кoмпaсa, или мoжeт быть скoмпeнсирoвaть кaлибрoвкoй, a в случae сильнoй нaмaгничeннoсти прaвильнaя рaбoтa кoмпaсa нaрушaeтся. Xудoжeствeнную съeмку eй нe дoвeришь, нo тexничeскую и тaк, для пaмяти, — мoжнo. Глaвный экрaн прeдстaвляeт сoбoй чeтырe пoля дaнныx и чeтырe пиктoгрaммы дoступa к прилoжeний/дeйствий:
Прoвeдя пaльцeм oт нижнeгo крaя экрaнa ввeрx или нaжaв нa пoлoски внизу, мoжнo oткрыть списoк прилoжeний/дeйствий, кoтoрыe зaнимaют нeскoлькo экрaнoв:
Кoличeствo пиктoгрaмм дaeт прeдстaвлeниe o возможностях этого устройства. У нас был крепеж для карабина (правда, без самого карабина), который нам в итоге не понадобился. В общем, от такого подарка турист-водник точно бы не отказался. При этом бортик изнутри на задней крышке вдавливается в резиновую прокладку на корпусе, что обеспечивает герметичность батарейного отсека. Далее списками. Это удобнее выполнять, если, например, на содержание дополнительной физической кнопки назначить вызов приложения фотокамеры, при этом удержание этой кнопки в самом приложении инициирует спуск затвора. Трансрефлективные свойства экрана обеспечивают хорошую читаемость на солнце с выключенной подсветкой. Ухо в нижней части корпуса позволяет продеть в нее цепочку с ремешком и подвесить навигатор к какой-либо части одежды или снаряжения. С записью трека в случае навигаторов Garmin у автора был забавный случай, когда он, автор, так и не разобрался, как же эта запись включается. Упомянем и о настраиваемый пользователем вид отображения карты. Однако навигатор существенно упрощает жизнь. д. Как показали дополнительные тесты, все дело в намагниченности элементов питания. Однако когда появилась возможность опробовать в деле только что вышедшая модель Garmin Oregon 750t, мы отказываться не стали. Можно купить фирменный ремешок (за 2690 рублей между прочим — см. Сразу обозначим, что она гораздо ниже, чем хотелось бы. Приемник GPS/Глонасс с высокой чувствительностью. Достоинства:
Прочный, защищен от ударов и воздействия воды корпус
Хорошая чувствительность приемника GPS/Глонасс
Сенсорный экран, который гораздо удобнее кнопочного интерфейса
Читаемый как на солнце, так и в темноте экран
Встроенный компас
Возможность оперативной замены источника питания
Работа от элементов питания типа АА
Хорошая комплектация
Предварительно загруженные карты Дороги России РФ Топо
Фотокамера со светодиодной вспышкой
Многофункциональный фонарик
Много дополнительных функций и возможность установки приложений из магазина Connect IQ
Хорошая русификация
Недостатки:
Не очень большое время автономной работы
Относительно большие размеры и вес
Сложное для восприятия руководство пользователя
Не совсем интуитивно понятный интерфейс
Неяркая расцветка корпуса
Благодарим компанию Garmin за предоставленный на тестированиетуристический навигатор Garmin Oregon 750t Традиционного кронштейна с присоской к лобовому стеклу мы в каталоге не нашли, но это в любом случае не автомобильный навигатор, так что простительно. Эти, казалось бы, очевидные знания приходят с опытом. Тестирование
Перейдем к тестам и результатам испытаний на практике. В нижней части большая резиновая заглушка скрывает USB-порт. Популярные нынче фотографии себя любимого на фоне чего-либо делать тоже можно. Для проверки работы компаса нужно исключить элементы питания и подключить навигатор к внешнему источнику питания по USB, тем самым уклоняется какое-либо влияние намагниченности элементов питания. Предустановленная карта, по крайней мере в Карелии, имеет достаточные для водного похода уровень детализации и точность привязки к местности. Бывают случаи, когда при заброске местные перевозчики завозят группу не совсем то или совсем не в то место, с которого предполагалось начинать маршрут. Вступление
На самом деле для туриста-водника, сплавляющегося по реке, навигатор не является строго обязательным оборудованием, так как карты и хорошего описания маршрута (лоции) вполне достаточно для ориентировки на местности. Графический интерфейс навигатора рассчитан на использование коротких нажатий на экран, на проводку пальцем по экрану в том числе из-за верхней границы вниз, на сближение и разведение двух пальцев на экране. После предупреждений навигатор в какой-то момент тихо отключается, с медленно размывающимся остаточным изображением. Название приходилось редактировать с помощью крайне неудобного редактора с экранной клавиатурой на крохотном по меркам современных экранчике. Чувствительность сенсора прикосновений позволяет без особых проблем работать с навигатором в тонких перчатках, при этом отзывчивость сенсора на мокрые перчатки (а в водном походе они почти всегда такие) даже лучше. Кроме того, для интерфейса можно выбрать обновленный вид, который в основном изменяет главный экран — с нашей точки зрения, этот режим больше ориентирован на занимающихся фитнесом:
Для интерфейса навигатора можно выбрать русский язык. Корпус устройства изготовлен из черного пластика в основном без покрытия, но деталь снизу имеет устойчивое серо-серебристое покрытие. Через пару походов навигатор изменился на модель с поддержкой карт, что существенно увеличило полезность устройства. Фирменный USB-кабель мы не взяли, ибо недостатка в таких кабелях не чувствуем. При увеличении уровня внешней освещенности вплоть до пасмурного дня экран гораздо лучше читается с включенной подсветкой. Случайное нажатие кнопок практически исключено. Нужно отметить, что в России уже несколько лет вариантов в общем-то и нет, других значимых игроков на этом рынке не осталось. В первых водных походах, в которых участвовал автор, никаких навигаторов не было. д. Про светодиодную вспышку при работе от щелочных элементов питания можно забыть, так как эта функция просто блокируется, хотя фонарик на максимальной яркости приплюсовывает к потреблению всего где-то 50 мА (70 мА от АА), и субъективно в режиме вспышки светит он не ярче. Впрочем, одно обновление уже улучшила в переводе больше, чем усугубила. Отметим, что руководство на русском языке, загружены позже по ссылке с Garmin Express, содержит значительное количество не переведенных с английского кусков текста — надеемся, что в дальнейшем это будет исправлено. Навигатор с картой позволяет избежать таких неприятных ситуаций. В условиях недостаточной освещенности и с выключенной для экономии подсветкой лучше не использовать ночной (инвертированный) режим отображения карт. в начале статьи). Garmin Express — это утилита, которая помогает установить обновления на навигатор, предоставляющая доступ к справочной информации (именно с ее помощью мы загрузили руководство на русском языке в виде PDF-файла) и синхронизирующая данные с Garmin Connect. (Так, выкидывать их на природе нехорошо, но хочется думать, что разрубленные и обожженные в костре «батарейки» нанесут природе не больше ущерба, чем так же обожженные консервные банки, которые российские туристы никогда с собой не забирают.) Замеры потребления при отключенных беспроводных интерфейсах при питании от USB с 5 В (от элементов АА с условным напряжением 3 В токи заметно больше) дали следующие результаты:
Режим
Усредненное потребление, мА
Запись трека, экран выключен
98
+ экран включен
109
+ подсветка на максимум
207
+ отображается карта
268
Задним умом приходит мысль, что нужно было включить режим энергосбережения, в котором через некоторое время экран отключается и включается при нажатии на кнопку питания. Потом в распоряжение группы попал подарен одному из членов команды простенький туристический навигатор, который только и умел, что показывать координаты и записывать трек. Теоретически можно было как-то привязать координаты к точкам на бумажной карте, но на практике это не получалось. Слегка смешит подпись «водопад» до любых порогов на реке, но это уже воспринимается как фирменная фишка. Действительно, как показала практика, в движении и тем более в перчатках проще нажать, чем выполнять относительно сложные манипуляции. Практической ценности в этом ноль, и так ясно, что это лес. Неоднократно выполнявшаяся калибровка компаса ситуацию не улучшило, так как север компас показывал в произвольном направлении, а при медленном вращении навигатора в горизонтальной плоскости стрелка компаса имело тенденцию сохранять ориентацию относительно корпуса навигатора, а не сторон света. Упади он в воду, чтобы найти его было бы очень проблематично. А если на главном экране просто провести пальцем от верхнего края вниз (кнопки, к сожалению, нет), то появится информационное окно:
Здесь можно включить/выключить беспроводные интерфейсы и, что важнее, перейти к информационных экранов текущего трека и отрегулировать яркость. Причем от тех же севших элементов питания, на которых навигатор уже раз отключился, он мог спокойно проработать еще час-два после повторного включения — видимо, все дело в пиковом потреблении. Сплав по речке показал, что привязку к карте можно выполнять, просто сопоставив записанный трек и изгибы реки на карте. В результате большинство стоянок так и остались под кодовым названием «Лес». Например, с его помощью проще находить выход из озера, знание точного местоположения с привязкой к карте помогает планировать ходовой день и правильно распределять нагрузку, на выкидыши с большей вероятностью удастся выбрать самое удобное место для антистапеля, расположенное ближе к месту погрузки на машину или до ж/д станции. В целом навигатор выглядит очень надежным устройством в плане воздействия на него внешних сил, он, очевидно, способен выдержать кратковременное погружение в воду и падение с небольшой высоты на твердую поверхность, избегать нужно разве что сильного удара твердым предметом в стекло фронтальной панели. Также регулировка яркости подсветки доступна на Странице состояния, вывод которой можно назначить на одну из двух механических кнопок. фото выше) или просто воспользоваться подходящей веревочкой, при этом ширина проушины позволяет применять даже узкую стропу, что точно будет надежнее тонкого поводка. Это был аппарат (кажется, из серии GPSMAP), к которому не была взята инструкция в надежде на то, что нескольких минут изучения меню будет достаточно. Записывать трек. Поэтому — все-таки туристический навигатор, и именно Garmin. Также записаны треки с отмеченными стоянками и препятствиями в дальнейшем помогают составлять расписание похода по речкам сопоставимой сложности, а в случае повторного прохождения того же маршрута задокументированное знание того, где, что и как долго, снижает физическую и психологическую нагрузку на экипажи. Сенсорный экран существенно облегчает примерный расчет длины предполагаемого маршрута, так как точки на карте расставлять удобно:
Настала пора обсудить такой непростой вопрос, как автономность. В частности (и это только одна из многих функций), с его помощью можно посмотреть на карте сохраненные в навигаторе треки, маршрутные точки и привязанные к координатам фотографии:
Для BaseCamp можно выбрать русскую версию интерфейса. Экран и вся верхняя панель закрыта минеральным стеклом, устойчивым к появлению царапин. д. Стекло защищено немного выступающим бортиком по периметру. Может быть, все дело в том, что у нас был предпродажный экземпляр. Этого оказалось достаточно, чтобы все последующие походы были уже с навигатором. Отметим пиктограмму IQ — на этот навигатор можно устанавливать приложения из магазина Connect IQ. Наличие фирменного аккумуляторного блока определяется датчиком в батарейном отсеке, и именно этот блок можно заряжать в самом навигаторе, подключив его через USB-разъем к внешнему источнику питания. Перевод на русский более-менее адекватный, хотя есть и непереведенные места и некоторые огрехи. И ведь есть у этого производителя туристические навигаторы с яркими рыжими или желтыми вставками, но как-то не очень много… Видимо, для лучшего отслеживания текущей емкости в меню установок нужно указать тип источника питания в форм-факторе АА. В случае Garmin Oregon 750t все это сделать можно, но очень и очень трудно. Функциональное оснащение навигатора очень богатое, потому сразу предупредим, что в этой статье мы ограничимся в основном впечатлениями, которые сложились при использовании некоторых функций, и представим результаты ряда тестов. Фотокамера отличается повышенной прожорливостью (где-то 500 мА и более), поэтому часто ею пользоваться можно только при наличии энергетического запаса. BaseCamp — это уже продвинутое приложение для работы с картографической информацией. На дне батарейного отсека расположен слот для карт памяти и датчик установки блока аккумуляторов. Выбираемые пользователем поля данных есть, например, на главном экране и могут быть выведены в режиме показа карты. Перестраховщики, которые ходят в поход с навигатором, купленным за собственные деньги, беспокоятся о нем больше, поэтому, например, упаковывают его в прочный герметичный пакет с застежкой, который подвешивается на шею. Не очень приятно то, что при снижении заряда навигатор отключает звуковые оповещения, о чем честно предупреждает несколько раз, вот только узнать об этом можно, только если вовремя посмотреть на экран. Однако почти всегда двум последним движением есть альтернатива в виде областей для нажатия и, например, кнопки увеличения и уменьшения масштаба на карте. При этом навигатор ничего не оттягивал, всегда был под рукой и не мешался. Читаемый как на солнце, так и в темноте экран. Возможность оперативной замены источника питания. При этом начальная величина намагниченности сильно варьируется в зависимости от конкретной модели элемента питания или аккумулятора. Небольшие размеры и вес. Поиск спутников после длительного отключения занимает примерно минуту. Фотографии, правда, получаются перевернутыми вверх ногами, что корректируется записью в тег метаданных. Это, конечно, чисто субъективные впечатления. В кармане навигатор особо не потаскаешь. Единственно, оценивать, к примеру, прогресс продвижения по реке в мелком масштабе (где-то от 20 км поперек экрана) уже сложно, так как река теряется среди других речек и других объектов. Подобного рода устройство должно быть очень ярким, бросающимся в глаза! Комплект поставки
Навигатор
Аккумуляторный блок
Адаптер питания
USB-кабель (USB (A) на Mini-USB)
Клипса с карабином
Документация
Предварительно загруженные карты Дороги России РФ Топо
Бесплатная годовая подписка на спутниковые изображения BirdsEye
Ссылка на сайт производителя
www.garmin.comwww.garmin.ru
Средняя текущая цена по данным Яндекс.Маркет
T-14112095
Предложения по данным Яндекс.Маркет
L-14112095–10
Описание
На тестирование нам достался предпродажный образец в неполной комплектации. Долговременная автономная работа в режиме навигации. Желательно использование элементов питания типа АА. В результате значительные участки треков становились прямыми отрезками — от отключения навигатора, до следующего включения. Задняя крышка прижимается к корпусу поворотным фиксатором. Привязка фотографий к географическим координатам, разумеется, есть. С отображением дополнительной информации все хорошо. Миниатюра ниже ведет на оригинальный файл (режим 5 Мп). Правда, с хорошими (подробными) картами для навигатора было не все так просто, но все проблемы так или иначе решались. В этом редакторе нет возможности сделать свой список востребованных названий, а сам он не запоминает последние использованные слова и не подставляет их по мере набора. Треки можно было посмотреть на монохромном экранчике в разном масштабе. Как включать запись трека, в этот раз обнаружилось случайно. Оно было прочитано, конечно, после похода, так как до реального использования прибора информация в руководстве не воспринималась (к тому же, русского еще не было). На внешней поверхности экрана есть специальное олеофобное (жироотталкивающее) покрытие (по эффективности не хуже, чем у планшета Google Nexus 7 (2013)), поэтому следы от пальцев удаляются значительно легче, а появляются с меньшей скоростью, чем в случае обычного стекла. Можно выбирать пиктограммы, которые отображаются на главном экране, менять поля данных, которые выводятся на главном экране и на страницах компаса и карты, выбирать тип информации в поле на Странице состояния, привязывать функции к одиночному и двойному нажатию на кнопку питания и дополнительную, а также к длительному нажатии на дополнительную кнопку. Судя по углам обзора, которые оставляют желать лучшего, используется матрица типа TN. В автономном режиме питание навигатора осуществляется от аккумуляторного (Ni-MH) блока или от элементов питания/аккумуляторов типа АА. С отображением текущего местоположения навигатор справился на отлично. Экран навигатора жидкокристаллический и трансрефлективный. Были большие сомнения, стоит ли вообще брать с собой столь малофункциональное устройство да еще и запас питания к нему, но решили попробовать. Туристический навигатор, в дополнение к способности выполнять свою основную функцию, в той или иной степени должен обладать следующими характеристиками:
Прочный, защищен от ударов и воздействия воды корпус. Здесь выручает сопоставление с бумажной картой (см. Чувствительность выше средней: навигатор не теряет сигнал в карельском лесу, ловит спутники внутри помещения около окна многоэтажного кирпичного дома и в произвольном месте салона микроавтобуса. Оба устанавливаются на ПК и работают с навигатором через USB-интерфейс. В результате за несколько лет выработался следующий набор: один навигатор на группу, а на каждый экипаж одна лоция и одна карта (3-4 ламинированных листа А4 двух — и реже километровки). Предоставлять разнообразную дополнительную информацию — текущее время, длину трека, скорость движения, длину предполагаемого маршрута и т. Таким образом, если компас gps-навигатор Garmin Oregon 750t работает странно, то можно попробовать изменить тип используемого источника питания. Фотокамеру в этом устройстве можно рассматривать в качестве приятного и полезного дополнения. Паспортные характеристики, комплект поставки и цена
Паспортные характеристики
Размеры (Ш×В×Г)
61×114×33 мм
Масса
209,8 г, с элементами питания
Экран
Трансрефлективный цветной сенсорный, 240×400
Размер экрана
38×63 мм, диагональ 3″ (76 мм)
Питание
Аккумуляторный блок или 2 элемента питания AA (рекомендуется Ni-MH или литиевые)
Время автономной работы
К 16 г (от одного комплекта)
Класс защищенности
IPX7 (случайное погружение в воду на глубину до 1 м до 30 мин.)
Рабочая температура
от -15 до +70 °С
Встроенная камера
8 мегапикселей, автофокус, цифровой зум, светодиодная вспышка/фонарик
Интерфейсы
USB 2.0 High Speed, Wi-Fi, Bluetooth, ANT+
Память
Встроенная 4 ГБ, карты microSD до 32 ГБ
Датчики
Приемник GPS и Глонасс, 3-осевой компас с акселерометром, барометрического высотомера
Движение
До 10 000 путевых точек, до 250 маршрутов, треки до 20 000 точек и до 250 сохраненных треков, прокладка маршрута и ведение по дорогам
Особенности
Специальные функции для геокэшинга
Календарь охоты/рыбалки
Информация о Солнце/Луне
Поддержка Garmin Connect и Garmin Connect IQ
Метеосводки Active Weather
И т. Заметим, что при активной работе с картой потребление значительно возрастает. Из фирменных приложений для работы с навигатором мы опробовали два: Garmin Express и BaseCamp. Без подсветки на экране, что-то можно разобрать вплоть до почти полной темноте, но приходится ориентировать экран так, чтобы в нем отображался или почти отражался источник света. Определенно нужно использовать более емкие источники питания, но щелочные элементы хороши тем, что их можно (точнее, не жалко) выбросить и не тащить с собой обратно. По факту, с включенным экраном и выключенной подсветкой, в режиме отображения карты при постоянной записи трека навигатор работает от щелочных элементов питания 5-6 часов. К сожалению, такая удобная для ориентирования функция, как компас, оказалась абсолютно неработоспособной. Также навигатор может работать только от внешнего источника с пустым батарейным отсеком. Обычные бумажные карты свою актуальность не потеряли, так как по ним все равно удобнее оценивать общую ситуацию, так и запасной вариант все равно нужен. Кратко рассмотрим графический интерфейс «классического» вида. В случае Oregon 750t нельзя сказать, что все в интерфейсе понятно сразу и влет, но разобраться можно. На правом боку две выпуклости скрывают две тугие и с малым ходом механические кнопки. Гипотетически в качестве альтернативы туристическому навигатору можно рассматривать что-то вроде защищенного смартфона, но возникают большие сомнения относительно чувствительности приемника GPS/Глонасс, того, или будет экран читаем на солнце, и продолжительности автономной работы с учетом пунктов 5 и 6 списка выше. Изготовленная из легкого металлического сплава планка на задней крышке предназначено для установки разнообразных крепежных аксессуаров — например, клипсы на ремень, держателя на руль и на лямку рюкзака, регулируемого кронштейна на плоскую поверхность, кронштейна с фрикционной площадкой и т. Не было коробки, аккумуляторного блока, адаптера питания и документации. При этом производитель рекомендует использовать только щелочные элементы питания, а лучше литиевые или Ni-MH-аккумулятор. Корпус опоясывает вставка из резиноподобного материала с выдавленными углублениями для лучшего хвата, а крышка батарейного отсека снаружи имеет толстое покрытие из резины, в результате навигатор не выскальзывает даже из мокрых рук. От использования некоторых функций, например фонарика и будильника, было решено отказаться, так как для этого были специализированные устройства. В результате приходится тратить много дополнительных усилий, например вытаскивать байдарки по заросшей протоке с соседнего от запланированного для старта озера. Однако усиление корпуса и использование элементов питания АА сказываются на габаритах (при этом особое неудобство доставляет большая толщина устройства) и на массе, которая без элементов питания составляет 154 г., а с комплектом щелочных элементов питания АА достигает 199 г. После коротких перерывов в работе — значительно меньше времени. В случае этого конкретного навигатора сильно хочется попенять производителю на то, что он сделал корпус устройства таким невзрачным, точнее темным, в серо-черных тонах. Менять эти навигаторы часто не приходится, так как при более-менее аккуратном обращении они не ломаются, а преимущества, реализованные в новых моделях, не стоят потраченных денег на обновление. Выводы
Основной вывод заключается в том, что навигатор нам понравился. Или нужно было назначить на физическую кнопку выключение/включение экрана и, посмотрев в случае необходимости на карту, сразу выключать экран. Осознанный выбор туристического навигатора (то, что подарили, в расчет, понятно, не идет) каждый раз сводился к выбору среди моделей Garmin. Предоставлять информацию о текущем местоположении, отображая его на карте. Надежда не оправдалась, что косвенно свидетельствует о низкой интуитивно интерфейса аппаратов Garmin. Впрочем, с включенной подсветкой отличающиеся информации сохраняется даже при больших углах отклонения от перпендикуляра к экрану. Правда, надежность такого способа вызвало сомнения, так как цепочка в фирменного ремешка очень тонкий. Никакого желания пользоваться какими-то другими картографическими источниками не возникло. В водном походе, в котором поучаствовал этот навигатор, от него требовалось следующее:
При нахождении на воде, чтобы быть всегда под рукой. Фотографировать местность и оператора навигатора на фоне этой местности. Отмечать маршрутные точки с произвольным названием и комментариями. По всей видимости, или все, или подавляющее большинство щелочных элементов питания и Ni-MH-аккумуляторов в формате АА имеют корпус из стали, способной намагничиваться. Здесь стоит вернуться в начало статьи, чтобы скорректировать отношение с учетом предъявляемых требований. Так, маршрутная точка по умолчанию имеет название, соответствующее топографическому объекту, где она установлена. Нужно отметить возможность настройки интерфейса под собственные предпочтения. Подсветка обеспечивает минимальную яркость на уровне 0, 5 кд/м2 (что-то видно в полной темноте) и максимальную в 100 кд/м2. То есть точка, которая отмечает стоянку, почти всегда имела первоначальное название «Лес». Заглушка цепочкой прикреплена к навигатору, поэтому потерять ее сложно. Но так менее удобно — навигатор каждый раз приходится доставать из пакета. В результате, несмотря на дополнительные расходы и существенное увеличение веса экипировки, навигатор закрепился в списке если не обязательной, то весьма желательного снаряжения. Руководство, в принципе, помогает, однако оно очень короткое (точнее — плотное в плане подачи информации), что и хорошо, и плохо одновременно.