Ивaн Сaнникoв, кoтoрый зaдумaл и вoплoтил эту истoрию в жизнь, пo прoсьбe Яндeкс.Дeнeг пoдeлился oпытoм крaудфaндингa, кoтoрыe измeнилa жизнь Крaснoярскa. Сунулся нa Planeta.ru. Eдинствeннoe услoвиe: пoстaрaться нe пoврeдить вeлoсипeд и oтмeтить нa ЖК-стрaницe прoeктa тoчку, гдe oстaвили eгo. Гoрoжaнe принoсили в мaстeрскую зaпчaсти и вeлoсипeды в рaзнoм сoстoянии. Нa эти дeньги пoстaвили в цeнтрaльнoм рaйoнe города 12 велопарковок. Помещение под мастерскую нам дали в культурном пространстве «Каменка». Потом исчезала. Живой краудфандинг: не только деньги
Прежде всего мы сделали группу в ВК, пригласили друзей, разослали письма в местные СМИ. Большой можно было опознать по цвету и табличке с инструкцией. Единственный способ отслеживать, или есть еще большие на улицах — сообщения в соцсетях с хэштегом #бесвел. На эти деньги покупали новые велосипеды. Через ее собрали 3 000, еще полторы тысячи в оффлайне — хватило на починку трех велосипедов, которые сейчас в прокате. Мне же нужно было быстренько собрать менее десяти тысяч за месяц. Сказали, что будем делать бесплатный велопрокат в городе и предложили скинуться на кошелек или отдать деньги в оффлайне. И решил так: соберу 1 300 рублей — будет прокат из одного большого. Той зимой мы с подругой Сашей как раз обсуждали проект в Питере — и вместе решили повторить его с наступлением тепла в Красноярске. В следующем году повторили, немного скорректировав: были совсем «свободные» велосипеды и контролируемый прокат — заходишь в книжный магазин, тебя фотографирует сотрудник магазина, берешь ключ, катаешься, возвращаешь туда же. Удалось собрать 30 000 рублей с трех спонсоров: помогли магазин настольных игр «Хобби геймс», интернет-аукцион «Ау.ру» и Информационное агентство «Пресс-лайн». По нашим ощущениям, каждая партия из 10 велосипедов каталась по городу неделю. В первую очередь — меня. Некоторая часть людей всегда готова разворовать, сломать и испортить, но это не страшно, с этим надо просто уметь жить и работать. 10 400 — из всех, что есть. Вообще, я люблю называть этот проект «рекламой велосипеда»: за первый сезон, в 2013 году, в Красноярском медиапространстве слово «велосипед» звучало так часто, как никогда не звучала. «Планета» не подошла: час уходит на составление страницы, потом дня на согласование с менеджером сервиса и другие формальности. Посчитал, что на один большой нужно примерно 1 300 рублей. И моя сумма для «Планеты» — это мелко, хотя она отлично подходит для больших целей и более длительных проектов. Хотя через интернет, само собой, собирать деньги удобнее, в первый год большинство пожертвований были сделаны лично, в оффлайне. Изучили чужой опыт, и решили по примеру голландцев с Provo красить бесплатные велосипеды в белый цвет, чтобы их легко было отличить на велостоянках. Кроме того, мы обзванивали организации и предлагали им выступить спонсорами проекта. Подошел который появился тогда сервис Яндекс.Денег yasobe.ru — страница делается за 5 минут, можно пожертвовать с карт или кошелька на Яндексе. Мы поставили стеклянные банки для пожертвований в парке, кафе и магазинах, через их собрали где-то 2000 рублей. В итоге за сезон мы сделали и выпустили 30 велосипедов. Идея бесплатного проката появилась в 2013 году — меня вдохновили сразу несколько историй: о голландском контркультурном сообщества Provo (его участники в 1960-хвыступали за запрет автомобилей в центре Амстердама и предоставление 20 000 бесплатных белых велосипедов жителям города — прим.ред.), муниципальных прокатах в Европе и бесплатным прокате в Питере. Этим летом мы открывали уже третий сезон «Бесплатных велосипедов» — некоторые велосипеды нуждались в серьезном ремонте. Я уверен, что есть чувство ответственности у большинства людей. 2 600 — из двух. А были такие, от которых брали только раму, например. Начали придумывать название: фантазировали и миксовали слова, а потом стало ясно, что лучшее имя для бесплатных велосипедов — просто «Бесплатные велосипеды». Жители Красноярска пошли дальше и самостоятельно организовали общественный прокат «Бесплатные велосипеды»: большой можно взять в центре города, покататься и ничего за это не платить. Были и такие, что на ходу — нужно только покрасить, смазать, колеса накачать. Бесплатный прокат: проверка реальностью
В первый год прокат работал абсолютно стихийно, свободно: велосипед можно было найти на улице, проехаться, оставить для следующего желающего. Но такой же бесплатный и доверительный. В этом году — только контролируемые прокат, потому что велосипедов осталось немного. А еще мы выиграли грант Красноярского молодежного форума — 100 000 рублей. Взамен мы рассказывали про спонсоров в нашей группе, клеили на велосипеде их логотипы. Мы просили всех, кто прокатился, писать об этом в интернете. Остальные запчасти покупали, на пожертвования тоже. В Санкт-Петербурге и Москве уже несколько лет работают городские велопрокаты. Когда собрали нужную сумму и запчасти, начали ремонтировать старые велосипеды, которые пожертвовали горожане. Фото — Катя Медведева
Люблю придумывать и делать
Я работаю коммерческим писателем, а вообще мне нравится придумывать и делать смешные или серьезные проекты, которые меняют городскую среду и радуют людей. Собирать велосипеды приходили помогать все, кто хотел. «Бесплатные велосипеды» — мой первый опыт краудфандинга, раньше деньги никогда не собирал. В соцсетях мы призвали пожертвовать не только деньги, но и старые велосипеды. Все три раза, пока на ходу. Поэтому я снова решил организовать сбор. Кажется, что для жертвующего в этом есть отдельная приятность — положить 100 рублей в науку «общую копилку». Проект сделал большое дело — много неравнодушных людей вместе собрал, сдвинул с мертвой точки велосипедизацию в городе и много кого повеселил.