Рукoвoдитeль Кoрпoрaтивнoгo унивeрситeтa кoмпaнии «Связнoй» Oльгa Сeрняeвa пoдгoтoвилa для блoгa «Нeтoлoгии» кoлoнку, в кoтoрoй рaсскaзaлa, кaк сдeлaть прoцeсс oнлaйн-oбучeния эффeктивнee и интeрeснee.
Рoзничнaя сeть «Связнoгo» нaсчитывaeт пoчти 2700 мaгaзинoв, в кoтoрыx рaбoтaют свышe 13 тысяч сoтрудникoв пo всeй Рoссии. С пoмoщью рaзличныx дистaнциoнныx курсoв oбучeния кoмпaния дoнoсить нeoбxoдимую инфoрмaцию для сoтрудникoв и oбeспeчивaeт eдиный стaндaрт кoмпeтeнций пo прoфильным пoзициям.
Вaжную рoль в этoм прoцeссe игрaют личнoсть и мaстeрствo трeнeрa. Я пoдeлюсь нeскoлькими сoвeтaми.
Рaбoтaйтe нaд свoeй рeчью
Пeрeд спикeрaми, кoтoрыe прoвoдят oчныe сeминaры и тeми, ктo рaбoтaeт с oнлaйн-aудитoриeй, стoят рaзныe зaдaчи, a знaчит, и трeбoвaния для ниx oтличaются. Глaвный инструмeнт интeрнeт-трeнeрa — гoлoс. Грaмoтнoсть рeчи, чeткaя дикция, умeниe рaсстaвлять aкцeнты выxoдят нa пeрвый плaн, a значит эти навыки нужно совершенствовать в первую очередь.
Четкость речи для тренера также важна, причем, не меньше, чем для актера. Чем речь богаче и разнообразнее, тем больше шансов, что аудитория не оставит вебинар до его окончания.
Совершенствуйте стиль и компенсируйте недостатки
У каждого оратора — присущий только ему стиль. Чтобы совершенствоваться, знайте свои сильные и слабые стороны. Если вы понимаете, что со временем становитесь монотонно, добавьте в презентацию видео, анимированные изображения и таким образом нивелируйте недостаток.
Если, наоборот, слишком торопитесь, то учитесь делать паузы, давайте шанс слушателям понять вас.
Сделайте презентацию подробной
Иногда интернет-тренера в шутку называют дополнением к презентации, и с этим можно согласиться: чем нагляднее слайды, тем больше вероятность, что аудитория правильно поймет и запомнить информацию. В этом случае тренер дополняет информацию на слайдах своей речью. При двухчасовом вебинаре слайды должны меняться каждые 30-40 секунд. Такой тайминг помогает участникам не заскучать и меньше отвлекаться на посторонние раздражители.
Фон и шрифты я бы рекомендовала выбирать нейтральные, не кричащие, потому что слишком ярких, раздражающих изображений не выдержит никто. Сработает инстинкт самосохранения, и аудитория отключиться.
Знайте свою аудиторию
Еще на этапе подготовки к интернет-встречи (что справедливо и для очных выступлений) важно знать, с кем вам нужно будет работать. Если это молодая аудитория, вебинар нужно сделать «фановым», добавить шуток, мемов на слайдах. Это позволит вам и аудитории быть одной волне. Если в числе слушателей руководители, подготовьте больше статистики, представляйте материал сжато и информативно.
Используйте веб-чат
Современные платформы для интернет-вебинаров оснащены веб-чатом, не стоит им пренебрегать. Регулярно задавая вопросы аудитории, тренер проверяет контакт со слушателями, отвоевывает внимание в смартфонов и социальных сетей. Отмечу, что вопросы в чате должны иметь в виду лаконичные ответы и не снижать темп беседы.
Еще один совет тренеру: чтобы «оживить» слушателей, попросите вместо слов «да» или «нет», или банальных знаков »+» и »-» отправить в чат цифру: семерку, восьмерку. Периодически просите сделать усилие: так вы переключите внимание на себя.
Проверьте, как усвоен материал
Не забудьте получить обратную связь по итогам вебинара: в ближайшие день-два после обучения пришлите участников анкеты, попросите поделиться тем, как они используют новые навыки. Если результаты анкетирования вас устроят, знайте: вы сделали хорошую работу!
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.